воскресенье, 20 февраля 2011 г.

«У КАЖДОГО В ДУШЕ СВОЙ КАМЕРТОН...»


Юбилейный вечер композитора Ирины Хрисаниди прошел на одном дыхании. Было все, что диктует жанр: неформальные, искренние поздравления коллег, друзей, учеников и поклонников её таланта, озвучивались факты биографии, экран высвечивал памятные фотографии, ведущий умело и остроумно связывал концертные номера. А какая музыка звучала! Гости не уставали удивляться и радоваться феерически щедрому таланту, жанровому разнообразию её музыки, мелодическому богатству, выразительности и красоте и многому тому, чему найти объяснение нельзя, а можно только взволнованно почувствовать. Весь вечер на сцене за роялем царила юбилярша, радостно смущенная, напряженная от переживаний, проживающая каждую звучащую ноту. Программа концерта состояла в основном из пьес, романсов, песен, хоровых произведений, обработок русских народных песен, джазовых композиций, музыкальных фрагментов драматических спектаклей и мюзиклов, написанных ею в последнее время, и слушатели имели возможность убедиться: Ирина Хрисаниди обладает уникальным композиторским талантом и блестящим мастерством; она — замечательная пианистка, хормейстер и педагог от Бога. Её музыку слушают и исполняют в Болгарии, Германии и в разных городах России.
    — Ирина Кирилловна, мы знаем вас, прежде всего, как композитора, пишущего для детей. Чем обусловлен интерес к детской тематике? Не тесно ли душе вашей?
    — Не тесно. У нас почему-то выработалось отношение к искусству для детей как второсортному. Хочу напомнить вам слова выдающегося деятеля детского театра Брянцева, который сказал, что для детей надо играть так же, как и для взрослых, только еще лучше. В музыке то же самое. Здесь есть немало возможностей, чтобы выразить себя. Она многожанрова. Мои воспитанники поют песни и джаз, исполняют хоровые произведения и сцены из мюзиклов. Сочинять музыку для детей так же непросто, как и для взрослых, у творчества законы одни, хотя есть одна особенность: надо смотреть на мир глазами ребенка, широко распахнутыми, пытливыми. Надо не просто понимать ребячью душу, а всем существом своим вбирать его мир, познавать его, проносить через себя, тянуться к доброте и красоте, тогда все это выразится в музыке.
    — Вы сейчас говорите про идеал, которого нет. Сегодня мир по отношению к ребенку агрессивен и жесток. У нас такое количество бездомных детей, никому не нужных при живых родителях, что просто оторопь берет от официальной статистики. Наши дети жестоки, зациклены на материальном, они больны.
    — Вы хотите, чтобы в больном обществе были здоровые дети? Они — возмездие нам за ту жизнь, которую мы уготовили себе и им. Разве можно отделить их от пропаганды насилия, жестокости, потребительства, которую каждый день, каждый час неустанно несут СМИ? Ребятишки же сидят у телевизора, пока мы в поте лица зарабатываем на сытую жизнь, и усваивают те идеалы, которые им преподносят.
    Кто сегодня герой? Успешный человек. Сильный, наглый, жестокий, богатый. В мультиках и компьютерных играх все друг друга колошматят, и никакой нравственной оценки при этом создатели такой продукции поступкам героев не дают. А почему сейчас для детей не пишут, не снимают фильмов, не сочиняют добрых песен? Даже театры для детей ориентируются на взрослых, на молодежь. Почему? Да потому, что в обществе серьезные и добрые произведения, имеющие воспитательное значение, не находят спроса, массовая культура только развлекает, а реальной государственной политики, направленной на правильное формирование детской души, нет.
    — Как же вы, зная все это, понимая истоки нашей национальной беды, грозящей нам бездуховностью, а следовательно, безнравственностью, при этом сочиняете музыку удивительно лучезарную, искрящуюся добротой и светом? Вы существуете наперекор идущему процессу распада культуры. Вы работаете самоотверженно, много. Вы не только сочиняете, а преподаете в музыкальной школе имени Калинникова, у вас известные в области и за пределами её детские вокальные ансамбли «Семи-цветик», «Ассоль». «Новый день», вы много концертируете, сотрудничаете с театрами, орловскими музыкальными коллективами и солистами — вся ваша деятельность не укладывается в эти строки. Вы с особой любовью сочиняете музыку во славу Орловщины. Вы издали несколько сборников своих сочинений. Надеетесь эту общую для культуры ситуацию переломить? Что вам помогает?
    — Вы знаете, музыка во мне рождается, не спрашивая меня, хочу я этого или нет. И я ей не диктую, какой быть, светлой или мрачной. Вы же знаете, у меня есть сочинения, исполненные драматизма, но сквозь печаль всегда приходит свет. Это жизнь. Я так её ощущаю. Я верю в нее. Ведь у каждого человека есть свой камертон, по которому настраивается душа. Свет, солнце, тепло, любовь, доброта — это живет во мне и наполняет мою жизнь творчеством, а стало быть, смыслом. И вообще, я вам скажу, жизнь многолика, добро притягивается добром, любовь — любовью. Конечно, есть у жизни и другие стороны, но я стараюсь их обходить. Что мне помогает? Конечно, музыка, любимая работа, мои замечательные ученики, мои коллеги — педагоги и музыканты, друзья и благодарные слушатели, моя дочь и оба сына, Орел, который стал мне родным, и память обо всем хорошем, что было в моей жизни.
    — Чем вы сейчас заняты? О чем вы мечтаете? Какие у вас планы на будущее? Чего вы хотите еще от жизни для себя?
    — Помимо своей ежедневной работы пишу музыку к спектаклю театра «Свободное пространство» по трагедии древнегреческого драматурга Еврипида «Алкеста», ну и еще много всяких задумок, о которых умолчу, чтоб не сглазить. Чего хочу для себя? У меня есть все самое главное. Ну разве что не хватает времени, чтобы все успеть. Хочу, чтобы жизнь в России стала лучше, чтобы люди страдали только от любви. Чтобы все были счастливы и здоровы. И чтобы звучала Музыка!





6 комментариев: